- АРХЕОЛОГИЯ ЗНАНИЯ
- - метод историко-гуманитарного познания, провозглашенный Фуко в противовес "истории идей". Последняя отклоняется Фуко по причине расплывчатости ее исходных допущений (каковы "историческое влияние", "ментальность", "духовный прогресс"). Методологический каркас А.з. строится из элементов, почерпнутых из современных исторических исследований, прежде всего из количественной истории экономики, реконструирующей процессы той или иной эпохи в их специфичности и взаимосвязи. Для того чтобы провести такую реконструкцию, нельзя превращать документы в памятники, интерпретируя последние исходя из их текстуального контекста, - гораздо более продуктивным является выстраивание "серий" данных. Примером таких серий могут служить, напр., таблицы цен, которые могут стоять в параллельном отношении или перекрещиваться с другими сериями (изменения в численности и составе населения, техническое развитие, годовая урожайность). Поскольку в истории познания разрывы гораздо важнее, чем континуумы, различные дискурсивные единства должны быть отделены друг от друга. С этой целью Фуко вводит ряд новых понятий (дискурсивные формации, позитивность, архив) и определяет предмет исследования (высказывание, поле высказываний, дискурсивные практики) , пытаясь тем самым описать предмет исследования, который не был бы ни формальным, ни интерпретативным. Регулярная повторяемость явления в текстах определенной эпохи позволяет заключать о "значении" высказывания. Поскольку значение нельзя раскрыть, опираясь только на процедуры истолкования (интерпретации), следует пытаться установить порядок высказываний уже на самой поверхности текста. В случае, если некоторая сфера регулярно повторяющихся высказываний поддается фиксации как нечто гомогенное, имеет смысл вести речь о поддающейся анализу дискурсивной формации. Последняя сравнима с археологическим слоем, который демонстрирует одновременность отдельных элементов, даже если этот слой подвергся тектоническим надломам.
Вольфганг Пирхер (Вена)
В одноименной работе (L&archeologie du savoir. P., 1969, рус. пер. 1996) Фуко стремится методологически осмыслить итоги того пути, по которому он, по собственному признанию, ранее двигался ощупью. В результате такого самоосмысления он формулирует установки, весьма далекие от традиционной "истории идей": А.з. не ищет общих принципов, под которые можно было бы подвести все малые события, она использует такие концептуальные средства, которые выявляют взаимодействия между различными видами речевых (дискурсивных) практик, а также между дискурсивными и недискурсивными (экономическими, политическими) практиками. Работа Фуко начинается с критического пересмотра таких традиционных понятий, как "влияние, развитие"; "автор, книга, произведение"; "наука, философия, литература, история" и т.д. Пресекая "ретроспективные гипотезы" о сходстве современных познаний с древними, А.з. внедряется в толщу разнородного материала и представляет разнообразные факты в соизмеримой форме. Единица такой соизмеримости - речевое событие, факт "высказывания" (enonce). Это не языковая фраза, не логическое суждение, не психологическое намерение, а особая "функция существования" знаков, определяющая саму возможность знаков и их сочетаний в конкретном историческом материале. Описание способов построения высказываний, поля объектов, оснований для выбора того или иного пути познания дает в совокупности "дискурсивную формацию". В целом уровень исследования в А.з. таков, что позволяет восстановить ранее опускавшуюся связку между "словами" и "вещами", зафиксировать исторически конкретные условия возможности означения и любых познавательных актов. Главные понятия в А.з. поясняют друг друга: это "позитивность" (единство во времени и пространстве материала, образующего предмет познания) ; "историческое априори" (совокупность условий, позволяющих позитивности проявиться в тех или иных высказываниях); "архив" (перечень высказываний, порождаемых в рамках позитивностей по правилам, задаваемым историческими априори). А.з. считает себя свободной от разграничений типа "наука - ненаука" и придает законный познавательный статус качественно своеобразным ("древним", "неразвитым", "идеологически нагруженным" и т.п.) мыслительным образованиям.
По сути, наука не исключает донаучных уровней "знания": она опирается на весь слой познавательного материала, первоначальную расчлененность и структурированность которого изучает А.з.
Н.С. Автономова
M. Фуко. Археология знания. Киев, 1996.
Современная западная философия. Энциклопедический словарь. — М.: Культурная революция. О. Хеффе, В. С. Малахов, В. П. Филатов. 2009.